C этого рассказа мы начинаем серию обзорных публикаций о тех местах, где будет проходить мотопробег «Колесо Истории». Это совсем не значит, что все они без исключения войдут в путь следования, однако, эти небольшие зарисовки расскажут нам немного познавательных историй о местности, по которой будут путешествовать участники мотопробега.
Толькмицко – небольшой городок в Польше, на берегу Вислинского (Калининградского) залива станет нашим лагерем и местом ночного покоя. Город и гмина (наименьшая административная единица Польши) Толькмицко большей частью находятся на территории ландшафтного парка Эльблонгской возвышенности, с богатым рельефом местности и многочисленными лесами.
Здесь объединяются в одно целое горный, лесной и морской ландшафты, создавая необычайно красивые пейзажи. Здесь находятся три лесных заповедника: Кадынский лес, Буки Эльблонгской возвышенности и Пюропушниковый яр.
И именно один из жителей Кадынского леса и будет героем этого рассказа. И речь пойдет о Дубе Яна Бажинского (Dąb Bażyńskiego). Этот дуб, чей возраст крутиться около цифры 700 лет, является одним из самых старейших деревьев Польши. Считается, что старше его только дуб Болеслав, которому около 800 лет, однако Болеслав выглядит «стройнее». В отличии от Дуба Бажинского, чей диаметр на высоте 1,3 м составляет 990 см, дуб Болеслав в обхвате всего лишь каких-то 691 см.
«Наш» дуб огорожен и охраняется законодательством Польши, являясь памятником природы.
История имени дуба имеет также свою историю. Сейчас дуб называется именем Яна Бажинского. Бажинский Ян (он же Байзен) — прусский рыцарь XV в. Лишенный своих поместий гроссмейстером тевтонского ордена, Байзен перешел к Польше, собрал около себя всех недовольных, отдался под защиту польского короля Казимира Меллона и вместе со своими приверженцами, от имени всей Прусской страны, в 1454 г. присягнул ему на верность. Казимир благосклонно принял Байзена, присоединил Пруссию к Польше и сделал его прусским губернатором. Все это было причиной войны, окончившейся в 1466 г. Торнским трактатом, по которому Пруссия осталась за Польшей. Понятное дело, что за такое можно и увековечить имя.
Но до этого, он назывался «Польским» дубом вплоть где-то до 1772 года, а чуть больше ста лет назад его величали «1000 –летний немецкий дуб». Уже тогда у дерева было огромное дупло и в него могли поместиться 11 солдат в полном обмундировании. В 1898 г., когда владельцем Кадын стал последний немецкий император, дерево стали называть «королевским дубом», а после Второй мировой войны – «Дуб Кадыны». Далее название трансформировалось в «Дуб Возрождения Польши», пока не стало «Дубом Яна Бажинского».
Общее физическое здоровье дерева – плохое. Не смотря на его защиту от птиц, санитарные чистки и рубки, охрану, дерево стареет, экология грунтовых вод ухудшается, близость автотрассы отравляет дуб, но пока он каждую весну распускает свои листья.
Вот такой старый, мудрый и больной дуб растет недалеко от места, где будет разбит лагерь авто и мотопутешественников из России.